воскресенье, 10 августа 2014 г.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СПОРОВ О НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕЩАНИЯ

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СПОРОВ О НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ЗАВЕЩАНИЯ



Автором определена сущность споров о недействительности завещания, что позволило определить их место в числе иных споров в области наследования, сформулировать их дефиницию, выявить родовые и видовые характерные черты.

The essence of the disputes about the invalidity of the will was determined by author. It allows determine their place among others disputes in the inheritable relations, formulate their definition, identify their generic and specific features.


Способствовать выявлению правовой природы споров о недействительности завещания прежде всего будет установление их места среди родственных и близких правовых явлений.
Наследование как универсальное правопреемство осуществляется посредством комплекса правоотношений: обязательных (таких, как отношения по принятию наследства) и факультативных (например, исполнение завещательного отказа, оспаривание завещания). При этом наследодатель не является участником наследственных правоотношений, но выступает субъектом наследственного права как совокупности норм, которые не ограничиваются регламентацией обозначенного комплекса правоотношений, а воздействуют и на связанные с наследованием правоотношения, имеющие место при жизни наследодателя, в которых последний является одним из основных субъектов (например, отношения по совершению завещания), или после завершения процесса правопреемства (например, отношения по разделу наследства - ст. 1165 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Все урегулированные нормами наследственного права отношения, возникающие с момента открытия наследства, опосредующие процесс универсального правопреемства и входящие в комплекс правоотношений, представляющий собой наследование, являются собственно наследственными правоотношениями (например, отношения по принятию наследства, по исполнению завещания и т.д.). Изложенные соображения позволяют очертить широту подвергаемого классификации круга споров, что способствует обеспечению последовательности группировки.
Так, если речь идет о классификации наследственных споров, можно подвергнуть группировке исключительно споры, вытекающие из собственно наследственных отношений. В этом случае за пределами анализируемого круга останется значительное число споров, вытекающих из отношений, подпадающих под действие норм наследственного права, но собственно наследственными не являющихся (например, спор о нарушении тайны завещания). Если же классификация подчинена цели всеобъемлющего охвата споров, необходимо вести речь о группировке споров в области наследования.
В юридической литературе нечасто напрямую затрагивается вопрос о классификации споров в области наследования. Т.В. Саломатова <1>, закладывая в основание группировки субъектный состав правоотношения, выделяет споры: между наследниками по закону; между наследниками по закону и по завещанию; между наследниками по завещанию или по разным завещаниям; между наследниками и государством. В.В. Агапова выделяет среди наследственных дел: "1) дела, связанные с оспариванием права собственности (о признании права собственности на наследственное имущество, о признании недействительным завещания...); 2) иные наследственные дела (установление юридических фактов принятия наследства...; раздел наследственного имущества)" <2>. Последняя группировка охватывает и бесспорные дела, но заложенное в основание классификации обстоятельство вполне может быть использовано и при группировке правовых споров.
--------------------------------
<1> Саломатова Т.В. Наследование по завещанию и по закону. Защита наследственных прав в суде. М.: Ось-89, 2002. С. 64 - 65.
<2> Агапова В.В. Теория и практика по спорам о праве собственности на наследственное имущество // Нотариус. 2003. N 1. С. 51.

На наш взгляд, наибольшую теоретическую и практическую значимость имеет классификация споров в области наследования по характеру правоотношений, из которых они возникли. В рамках данной классификации можно выделить:
1. Споры, непосредственно вытекающие из собственно наследственных правоотношений, можно признать собственно наследственными спорами. Такие споры могут иметь место только после смерти наследодателя и представляют собой неурегулированные разногласия, возникающие между субъектами собственно наследственных отношений по поводу нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов или по поводу устранения угрозы возможного нарушения прав, связанных с преемством в правах и обязанностях наследодателя после смерти последнего, разрешаемые с использованием установленных законом способов, среди которых основным является их разрешение судом как уполномоченным государственным органом.
2. Однако еще при жизни наследодатель в целях определения юридической судьбы принадлежащих ему прав и обязанностей вступает в многочисленные правоотношения, из которых могут вытекать споры (например, спор о нарушении тайны завещания). Кроме того, уже после принятия наследства может возникнуть спор, в частности, о разделе находящегося в общей собственности наследников имущества. Указанные споры можно признать связанными с наследованием, т.к. целью суда в данном случае является защита прав и интересов в области наследования, но наследственное правоотношение еще не возникло или уже прекратило существование.
3. Кроме того, в рамках проводимой классификации можно выделить споры, разрешение которых имеет правовые последствия в области наследования. Данные споры могут вытекать из гражданских, семейных и иных правоотношений. Так, законодатель предусмотрел нормы о лишении недостойных лиц права наследовать. Согласно ч. 1 ст. 1117 ГК РФ не наследуют граждане, которые своими умышленными противоправными действиями пытались способствовать призванию их или других лиц к наследованию, если это подтверждено в судебном порядке. Квалификация наследника как недостойного осуществляется нотариусом на основании выводов, изложенных во вступившем в силу судебном акте.
Дела о недействительности завещания являются характерными и в то же время обладающими значительной спецификой делами по собственно наследственным спорам. В деле о недействительности завещания спор о праве очевиден: противоположная инициатору процесса сторона может и не отрицать наличия основания недействительности и, как следствие, отсутствия юридической силы завещания, но ее юридический интерес противоположен интересу заявителя, существуют разногласия между субъектами правоотношения, т.е. имеет место спор о праве, в данном случае - о праве наследования. Это объясняется тем, что правовой спор состоит именно в наличии объективных противоречий между интересами сторон, хотя субъективно, применительно к обстоятельствам конкретного дела лицо может и признавать правоту противоположной стороны. Кроме того, делу о недействительности завещания присущи и другие признаки правового спора: отсутствие в некоторых случаях возможности разрешения спора своей властью; наличие предписания о необходимости или возможности разрешения спора юрисдикционным органом.
Принадлежность споров о недействительности завещания именно к собственно наследственным обусловлена их направленностью на определение порядка преемства в правах и обязанностях умершего, а также невозможностью возникновения такого спора до открытия наследства. В законодательстве содержится запрет на обращение в суд с требованием о недействительности завещания до смерти наследодателя (п. 2 ст. 1131 ГК РФ). Последний при жизни вправе в любое время отменить составленное им завещание, изменить его, заменить новым, т.е. самостоятельно "может осуществить защиту от посягательств на свободу завещания" <3>, в силу чего отпадает необходимость обращения волеизъявителя в суд с требованием о недействительности данной сделки. После открытия наследства завещание приобретает исключительную силу в определении дальнейшей судьбы прав и обязанностей завещателя, т.е., как метафорически выразилась К.А. Андрианова, завещание "как бы оживает и начинает жить своей, иногда бурной и непредсказуемой жизнью, становится объектом пристального исследования, и любой дефект его исполнения может сыграть роковую роль для наследников" <4>.
--------------------------------
<3> Храмцов К. Обеспечение свободы завещания наследодателя // Российская юстиция. 1998. N 11. С. 13.
<4> Андрианова К.А. Нотариус и судебное оспаривание завещаний // Нотариальный вестник. 2004. N 8. С. 34.

С учетом изложенного споры о недействительности завещания можно определить как неурегулированные разногласия, возникающие между субъектами собственно наследственных правоотношений по поводу наличия или отсутствия юридической силы завещания как сделки, определяющей порядок универсального правопреемства после смерти наследодателя, разрешаемые с использованием установленных законом способов, главным образом, посредством их разрешения судом как уполномоченным органом. Дела о недействительности завещания - это дела, сопряженные с необходимостью исследования обстоятельств, имевших место при жизни наследодателя и происходивших при его непосредственном участии, уже после смерти последнего. Сказанное является основной конституирующей особенностью дел о недействительности завещания как дел, вытекающих из собственно наследственных споров.
Спорам о недействительности завещания присущи родовые характерные черты собственно наследственных споров, среди которых необходимо выделить следующие:
1. Законодательное закрепление максимально раннего момента возникновения собственно наследственного спора: исключено возникновение собственно наследственного спора до открытия наследства.
2. Невозможность участия в собственно наследственном споре лица, которому принадлежал комплекс прав и обязанностей, являющийся объектом универсального правопреемства.
3. Необходимость подчинения субъектов самого спора и деятельности по его разрешению принципу защиты "несуществующих" субъектов права. Сказанное проявляется, во-первых, в необходимости обеспечения полной и последовательной реализации воли завещателя либо легально установленного порядка преемства; во-вторых, в необходимости учета интересов неродившегося наследника, который был зачат при жизни наследодателя.
4. Потенциальная множественность субъектов спора, что обусловлено установлением двух оснований наследования; отсутствием численных ограничений наследников по завещанию; возможностью пребывания нескольких лиц в одинаковой степени родства с наследодателем; легально предоставленной наследодателю возможностью использования особых завещательных распоряжений, реализация которой влечет расширение круга субъектов наследственного правоотношения за счет включения в него лиц, наследниками не являющихся, однако обладающих комплексом прав и обязанностей в отношении наследства.
5. Синтез юридических и этических аспектов спора. Специфика собственно наследственного спора с моральной точки зрения зачастую сводится к тому, что между родственниками, близкими людьми встает "квартирный вопрос": материальные интересы становятся важнее родственных уз, моральные нормы и правила нарушаются ради корыстных интересов. Сказанное не может не осложнить деятельность по разрешению спора.
Применительно к делам о недействительности завещания необходимо вести речь о двух группах дел, обладающих различными юридически значимыми характеристиками, что обусловлено легальным разграничением недействительных сделок: порочное завещание может быть ничтожным либо оспоримым (ст. 1131 ГК РФ). Принадлежность обстоятельства к основаниям ничтожности или оспоримости влечет процессуальные различия рассмотрения и разрешения дел о недействительности завещания. В частности, вопрос о подведомственности данных дел решается по-разному, в зависимости от групповой принадлежности основания отсутствия юридической силы завещания, а иски по делам данных групп при классификации по процессуальному критерию имеют различную видовую принадлежность; неодинаково решается вопрос о возможном круге инициаторов процесса по делу о недействительности завещания и др. Однако в массиве собственно наследственных споров споры о недействительности завещания составляют единую, относительно обособленную категорию, что обусловлено общей, не зависящей от групповой принадлежности основания недействительности спецификой данных споров.
Видовая специфика споров о недействительности завещания проявляется в следующих чертах: 1) субъектами спора являются лица, не являвшиеся субъектами сделки; 2) отдаленность во времени момента совершения завещания и момента его исполнения либо обращения в суд с требованием о его недействительности; 3) сложность установления воли наследодателя; 4) сложность определения содержания завещания; 5) затруднительность определения лиц, участие которых в деле о недействительности завещания необходимо; 6) необходимость учета множественности допустимых форм завещания; 7) сложность доказывания.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что споры о недействительности завещания представляют собой разновидность собственно наследственных споров. Спорам о недействительности завещания, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства, присущи следующие основные характерные черты: исключено возникновение такого спора до открытия наследства; особый субъектный состав участвующих в деле лиц, их разнообразие и потенциальная множественность и одновременно невозможность участия наследодателя; синтез юридических и этических аспектов спора; сложность доказывания, обусловленная необходимостью исследования обстоятельств, имевших место при жизни наследодателя, уже после открытия наследства. Наибольшая эффективность судопроизводства по делам данной категории будет иметь место в случае полного и всестороннего учета как законодателем, так и правоприменителями специфики собственно наследственных споров вообще и споров о недействительности завещания в частности.




И.В. ДОЛГАНОВА

Долганова Ирина Владимировна, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ульяновского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий