суббота, 5 ноября 2011 г.

Вопрос - ответ

Вопрос:

В 1978 г. муж написал завещание, в котором без конкретизации указал, что все имущество, принадлежащее лично ему на момент его смерти, он завещает мне. Завещание заверено, как положено, у нотариуса.

Наша однокомнатная квартира в то время принадлежала государству, а в 1993 году мы приватизировали ее с мужем на двоих. У мужа есть две дочери от первого брака. Я — пенсионерка. Эти две дочери — тоже пенсионерки. Причем одна из них — инвалид с детства и находится на иждивении и под опекой у второй.

В январе 2002 г. муж умер. В настоящее время я пока не вступила в наследство. Но дочери мужа от первого брака уже заявили, что будут претендовать на нашу с мужем квартиру как на свою долю в наследстве.

Повторю: квартира — однокомнатная. Иного жилья у меня нет и никогда не было. Другого наследства по смерти мужа не осталось (ни дачи, ни машины — ничего, кроме этой квартиры).

Поясните, могут ли дочери моего супруга от первого брака при наличии завещания в мою пользу претендовать на единственное мое жилье как на свою долю наследства? Могут ли меня выселить либо обязать выплатить им часть стоимости квартиры? Что говорят об этом новые правила наследования, которые приняты с этого года?

Ответ:

— Поскольку квартира была приватизирована Вами и Вашим мужем, то вы оба ее собственники. Соответственно, по наследству может быть передана только доля мужа (50% квартиры). Половина же квартиры продолжает оставаться Вашей собственностью.

Согласно ст. 535 ГК РСФСР 1964 года несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

При наследовании по закону наследниками первой очереди в равных долях являются дети, супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти (ст. 532 ГК РСФСР). Следовательно, если бы наследование осуществлялось по закону, а не по завещанию, то Вы и дети Вашего мужа имели бы равные права на наследство и каждый из Вас получил бы по 1/3 от наследственного имущества.

В изложенной Вами ситуации наследниками являетесь Вы и нетрудоспособная дочь покойного. На основании положения об обязательной доле ГК РСФСР, она имеет право на 2/3 от той доли (1/3), которая причиталась бы ей при наследовании по закону. Итак, поскольку половина квартиры — Ваша собственность, нетрудоспособная дочь Вашего мужа может претендовать на 2/3 от суммы стоимости 1/6 части квартиры, то есть на 1/9 стоимости квартиры.

Раздел имущества между наследниками производится после исключения той части, которая передается пережившему супругу как доля в общей совместной собственности. Всем принявшим наследство наследникам направляется извещение о выдаче пережившему супругу свидетельства о праве собственности. Оспорить распределение остальной части наследства можно в суде, подав иск о разделе наследственного имущества по месту открытия наследства.

В Вашем случае ввиду совместного проживания с умершим и ведения с ним общего хозяйства с уверенностью можно предположить, что суд оставит квартиру за Вами, обязав выплатить нетрудоспособной дочери наследодателя 1/9 часть стоимости квартиры, оцененной БТИ, в денежной форме. Обстоятельством в Вашу пользу является и незначительность доли дочери. Что касается вопроса о выселении, то по закону оно невозможно, поскольку Вы — собственник приватизированной квартиры и законный наследник.

На Ваш случай не распространяется применение вступившей в силу 1 марта 2002 года третьей части ГК РФ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ» правила об обязательной доле в наследстве, установленные частью третьей ГК РФ, применяются к завещаниям, совершенным только после 1 марта 2002 года. Таким образом, в Вашем случае (т.к. заве-щание было составлено в 1978 году) применению подлежат нормы наследственного права, закрепленные в главе VII ГК РСФСР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий