четверг, 11 декабря 2014 г.

ПЕРЕХОД ВЫМОРОЧНОГО НАСЛЕДСТВА К ПУБЛИЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 2

§ 2. Особенности перехода выморочного наследства

Гражданский кодекс Российской Федерации, достаточно подробно регламентирующий вопросы принятие наследства (см. ст. 1152 - 1155), в отношении перехода выморочного наследства не содержит подобных установлений. В литературе имеются различные, порой прямо противоположные высказывания о переходе к публичным образованиям выморочного наследства на почве законодательства прошлых лет, а также действующего ГК РФ.

"...Для государства, - писал более полувека назад В.И. Серебровский, - не требуется акта принятия наследства, что является необходимым для прочих наследников. Государство делается преемником в имущественных правах умершего гражданина не в результате акта принятия наследства, а в силу выдачи нотариусом свидетельства о выморочности наследственного имущества" <12>. "...Переход имущества в случае выморочности, - утверждала Н.В. Орлова, - не может рассматриваться как автоматически совершающийся помимо или даже вопреки воле наследника". "...Государство считается принявшим наследство, - писала она, ссылаясь на Постановление ВС СССР N 1/2/У, - в момент получения свидетельства о выморочности... наследства". Не соглашаясь с известной в литературе критикой данного Постановления, она считала, что последнее полностью соответствует ст. 3 Указа от 14.03.1945. В то же время, отметив временное значение п. 3 Постановления ВС СССР N 1/2/У, она заключила, что право собственности государства на выморочное наследство "...возникает в момент истечения шестимесячного срока, предусмотренного ст. 430 и ч. 2 ст. 433 ГК" <13>. "Право государства на выморочное имущество, - писал в том же (1955) году Ю.К. Толстой, - не возникает автоматически в тот самый момент, когда имущество становится выморочным. По истечении шести месяцев со дня открытия наследства на стороне государства возникает лишь право на принятие выморочного имущества в установленном законом порядке. При этом свидетельство нотариальной конторы о признании наследственного имущества выморочным, а в случае спора о праве гражданском - решение суда, имеет конститутивное значение, т.е. значение завершающего элемента сложного юридического состава, в силу которого наследственное имущество переходит в собственность государства... Временем перехода наследственного имущества в собственность государства считается день выдачи нотариальной конторой подлежащему финоргану свидетельства о выморочности имущества или день вступления в законную силу решения суда о признании имущества выморочным. При этом право государства на наследственное имущество считается возникшим с момента открытия наследства" <14>.
--------------------------------
<12> Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права // Избр. труды по наследственному и страховому праву. М., 1997. С. 247.
<13> Орлова Н.В. Правовая природа выморочного имущества // ВИЮН. Вопросы советского гражданского права: Сб. статей / Под ред. Д.М. Генкина. М., 1955. С. 131, 132 - 133, 134.
<14> Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955. С. 171 - 172; Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву // Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 439.

Наследование государством выморочных имуществ, писали тогда же Б.С. Антимонов и К.А. Граве, имеет ряд особенностей, не свойственных наследованию гражданами и юридическими лицами: a) государство не отказывается от принятия выморочного наследства; b) не связано сроком на его принятие; c) государство не платит пошлины, получая свидетельство о выморочности наследства; d) свидетельство о выморочности наследства, имея сходные черты со свидетельством о праве наследования, выдаваемым гражданам и юридическим лицам, имеет, однако, существенные отличия. Ниже авторы подчеркивали, что в судебной практике изменена точка зрения на момент перехода наследства в собственность государства: если согласно п. 3 Постановления ВС СССР N 1/2/У выдача свидетельства о выморочности наследства и в самом деле являлась актом, устанавливающим право государства на наследство, то впоследствии с принятием Постановления ВС СССР N 7 данное свидетельство стало актом, удостоверяющим существование права, возникшего до его выдачи и независимо от таковой <15>.
--------------------------------
<15> Антимонов Б.С., Граве К.А. Советское наследственное право. М., 1955. С. 67, 244 - 245.

"Положение государства как наследника, - указывала позднее К.Б. Ярошенко, комментируя ст. 552 ГК 1964 г., - имеет определенную специфику: государству не нужно осуществлять никаких действий, направленных на принятие наследства" <16>. Другое утверждали Н.В. Карлова и Л.Ю. Михеева: "Государство... не становится наследником выморочного имущества автоматически, поскольку для этого ему необходимо совершить действия по принятию наследства, что следует из положений ст. 552 и 553 ГК РСФСР 1964 г." <17>.
--------------------------------
<16> Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982. С. 654 (автор - К.Б. Ярошенко).

КонсультантПлюс: примечание.
Монография Н.В. Карловой, Л.Ю. Михеевой "Приобретательная давность и правила ее применения" включена в информационный банк.

<17> Карлова Н.В., Михеева Л.Ю. Приобретательная давность и правила ее применения. М., 2002. С. 26.

Особенность наследования выморочного имущества, отмечает сегодня М.Л. Шелютто, состоит в том, что Российская Федерация (его наследник) заранее выразила в законе волю на приобретение любого выморочного имущества, именно поэтому при наследовании выморочного имущества (в отличие от случаев, когда Российская Федерация наследует по завещанию) принятие наследства не требуется, а отказ от него не допускается <18>. Воля государства на принятие выморочного наследства, пишет И.С. Дутов, выражена изначально путем закрепления в законодательстве правила о переходе к нему этого имущества. Однако то обстоятельство, что государство не должно выражать волю на принятие наследства, не означает, что оно становится собственником имущества автоматически и не нуждается в оформлении своих прав. В другом месте он указывает, что до оформления наследственных прав и права собственности государство не приобретает права собственности на вещь из состава выморочного наследства (кстати, несколькими строками ниже автор утверждает обратное, а именно, что "государство становится собственником в силу прямого указания закона при наличии юридических фактов, предусмотренных законом") <19>.
--------------------------------
<18> Наследственное право / Под ред. К.Б. Ярошенко. М., 2005. С. 158 (автор - М.Л. Шелютто).
<19> Дутов И.С. Наследование выморочного имущества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 10. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

По мнению В.В. Суденко, с введением в действие части третьей ГК РФ "установлена презумпция государственной собственности на наследственное имущество, которое не принято физическими лицами - наследниками по закону", поэтому-то государство и не вправе отказываться от выморочного наследства <20>. "Для легитимации имущества умершего в качестве выморочного, - пишет М.В. Котухова, - не требуется принятия соответствующего судебного или иного акта. Оно приобретает статус выморочного в силу закона при наличии указанных в нем оснований со дня открытия наследства и сохраняет этот статус до момента оформления прав государства на наследство" <21>. Наконец, И.А. Минахина пишет о том, что в силу прямого указания закона от публичных образований не требуется совершения действий по принятию выморочного наследства, поэтому право на него переходит к публичному образованию автоматически <22>.
--------------------------------
<20> Суденко В.В. Право на отказ от наследства: теоретические и практические проблемы осуществления // Наследственное право. 2006. N 1. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
<21> Котухова М.В. Указ. соч. С. 17.
<22> Минахина И.А. Наследование. Дарение. Пожизненная рента. Вопросы правового регулирования. Издат.-торг. корп. Дашков и К., 2007. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

Гражданский кодекс РФ называет предпосылки выморочности наследства (п. 1 ст. 1151) и говорит о его переходе в порядке наследования по закону в собственность публичного образования (п. 2, 3 ст. 1151), предусматривая, что для такого перехода принятие наследства не требуется, а отказ от него не допускается (абз. 2 п. 1 ст. 1152 и абз. 2 п. 1 ст. 1157). В абз. 3 п. 1 ст. 1162 ГК РФ закреплен обычный - заявительный - порядок получения свидетельства о переходе выморочного наследства к публичному образованию. Наконец, в предл. 3 абз. 1 п. 3 ст. 1175 ГК РФ указывается, что если требования кредиторов наследодателя предъявлены к исполнителю завещания или к самому наследственному имуществу, суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или до перехода выморочного наследства к публичному образованию. Как видно, ГК РФ не предусматривает какой-либо специальной процедуры для признания наследства выморочным и его перехода в собственность публичного образования: не существует ни особого "срока ожидания", ни необходимости специального подтверждения режима выморочности наследства (например, в административном или в судебном порядке). Между тем согласно ст. 1162 СЗГ имущество признавалось выморочным в т.ч. и в том случае, если никто из потенциальных наследников умершего не являлся в течение 10 лет со времени последнего опубликования в ведомостях вызова о явке для получения наследства, а при отсутствии такой публикации - со времени открытия наследства (или если никто из явившихся в этот же срок не докажет своего права на наследство).
Согласно ч. 2 ст. 1157 ГК Республики Узбекистан и п. 3 ст. 1083 ГК Республики Казахстан для признания наследства выморочным необходим фактический состав из трех юридических фактов: a) истечения одного года со дня открытия наследства плюс b) заявления уполномоченных органов по месту открытия наследства в суд плюс c) признания наследства выморочным в судебном порядке. Судебное решение о признании наследства выморочным необходимо также согласно п. 1 ст. 1069 ГК Республики Беларусь и п. 2, 3 ст. 1277 ГК Украины, после чего такое наследство переходит в собственность соответствующей административно-территориальной единицы (в Беларуси) или территориальной громады (в Украине).
Действующее законодательство РФ не содержит каких-либо указаний, связывающих поступление выморочного наследства к публичному образованию с получением свидетельства о праве на наследство. Поэтому надлежит решительно отвергнуть тезис о правоустанавливающей, конститутивной роли свидетельства о переходе выморочного наследства к публичному образованию (как и свидетельства о праве на наследство): свидетельство выполняет факультативную (доказательственную, служебную) функцию.
Серьезное сомнение как противоречащий правилу абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ вызывает и другой тезис - будто бы воля государства на принятие выморочного наследства выражена изначально путем закрепления в законе правила о переходе к нему соответствующего имущества, т.к. для приобретения выморочного наследства его принятие не требуется, то нет необходимости и в выражении воли на его принятие ни "изначально" (нормативно), ни после открытия наследства (индивидуально). Действие общего правила о переходе выморочного наследства к публичным образованиям исключает требование подобных действий. Кроме того, нельзя заранее соглашаться на принятие выморочного наследства, т.к. невозможно приобрести еще не открывшееся наследство, несуществующее наследство <23>.
--------------------------------
<23> Кожевина Е.В. Наследование государством выморочного имущества // Рос. юрид. журнал. 2005. N 1. С. 104.

Следует также заметить, что понятие "наследник" употребляется в законодательстве и в доктрине в двояком смысле: a) как лицо, которое может быть призвано к наследованию, т.е. входит в круг наследников по закону или назначено завещателем, и b) как лицо, принявшее наследство и ставшее обладателем передаваемых по наследству прав и обязанностей наследодателя. Лицо, призванное к наследованию, - это возможный (потенциальный) наследник, принявший наследство, - действительный (реальный) правопреемник наследодателя <24>. В этой связи заметим, что вышеприведенное утверждение Н.В. Карловой и Л.Ю. Михеевой о том, что государство не становится наследником выморочного имущества автоматически, для этого необходимо совершение действий по принятию наследства, ошибочно в обоих смыслах данного понятия: ни ст. 552, ни ст. 553 ГК 1964 г. не связывали признание государства наследником с принятием наследства. "Наследственное имущество, - говорилось в ст. 552 ГК 1964 г., - по праву наследования переходит к государству", далее указывались необходимые для этого обстоятельства, о принятии наследства как условии его перехода к государству в ст. 552 ГК 1964 г. нет ни слова. Статью 553 ГК 1964 г., определявшую пределы ответственности наследника, принявшего наследство, по долгам наследодателя, также невозможно толковать так, будто принятие наследства является условием его перехода к государству.
--------------------------------
<24> Антимонов Б.С., Граве К.А. Указ. соч. С. 191.

Трудно также согласиться и с тем, что часть третья ГК РФ якобы устанавливает презумпцию публичной собственности на наследство, которое не принято физическими лицами - наследниками по закону. Неясно, почему действие данной "презумпции" ограничено случаями, когда наследство не принято физическими лицами - наследниками по закону (согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ выморочным наследство считается в т.ч. в случае, если его не принял никто из наследников). Против данной "презумпции" говорит и то, что презумпции в нашем праве признаются опровержимыми, между тем указание закона, что при наличии предусмотренных юридических фактов наследство считается выморочным (п. 1 ст. 1151 ГК РФ) и переходит в собственность публичных образований (п. 2 ст. 1151 ГК РФ), исключает доказывание иного. После этих - общих - замечаний перейдем к анализу действующего законодательства.
1. Основания выморочности открывшегося наследства - один или несколько юридических фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ. Возникшая на основании этих юридических фактов выморочность наследства сама является основанием перехода такого наследства к публичному образованию. Таким образом, основания выморочности наследства следует отличать от основания перехода такого наследства к публичному образованию. Выморочность наследства - единственное ("самодостаточное") основание его перехода к публичному образованию, никакие другие юридические факты законом не предусмотрены. Согласно части третьей ГК РФ, пишет М.Л. Шелютто, государство в лице Российской Федерации может быть призвано к наследованию по закону в одной лишь ситуации - при выморочности имущества <25>.
--------------------------------
<25> Наследственное право / Под ред. К.Б. Ярошенко. С. 157 - 158 (автор - М.Л. Шелютто).

Примечательно, что основания выморочности наследства и основание перехода выморочного наследства в собственность публичного образования различает сам законодатель, формулируя их в разных нормах ст. 1151 ГК РФ: основания выморочности предусмотрены в п. 1, основание же перехода выморочного наследства в собственность публичного образования - в п. 2. В нормах п. 1 и п. 2 ст. 1151 ГК РФ предусмотрены различные гипотезы и не совпадающие диспозиции: гипотеза нормы п. 1 устанавливает условия выморочности наследства, а ее диспозиция признает наследство выморочным (эффект выморочности); гипотеза нормы п. 2 указывает на условия (факты) выморочности наследства, а ее диспозиция - на переход такого наследства к публичному образованию. Итак, необходимо различать юридические факты, влекущие выморочность наследства, и выморочность наследства как единственное основание его перехода к публичному образованию. Нельзя поэтому признать точным утверждение о том, что "основания признания имущества умершего выморочным являются основаниями наследования этого имущества государством" (выделено нами. - Б.Х., В.Р.) <26>. Неточно и другое утверждение: "...наследственное имущество переходит к государству в силу открытия наследства при условии отсутствия или отпадения других наследников" <27>. "В силу" означает не что иное, как на основании, однако основанием перехода открывшегося наследства к публичному образованию является юридический факт - его выморочность.
--------------------------------
<26> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья / Под ред. Л.П. Ануфриевой. М., 2004. С. 144 (авторы - Л.П. Ануфриева, Т.Д. Чепига).
<27> Рассказова М.Ю. Право на принятие наследства // Закон. 2006. N 10. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. Поскольку для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, а отказ от него не допускается, правила о способах и сроках принятия наследства и отказе от него (ст. 1153 - 1155, 1157 - 1159 ГК РФ) актуальны только для наследников по завещанию и по закону физических лиц. Выморочное наследство переходит к публичному образованию без совершения каких-либо действий - юридических (п. 1 ст. 1153 ГК РФ) или фактических (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) - в силу указания закона, автоматически (ipso jure) и в том случае, если публичное образование не знает о существовании выморочного наследства (или не заинтересовано в нем) <28>. Вместе с тем правило абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ не препятствует активным действиям публичного образования по приобретению выморочного наследства, включая "досрочное" получение свидетельства о праве на переход наследства (п. 2 ст. 1163 ГК РФ).
--------------------------------
<28> Интерес представляет рассмотренное судами г. Томска дело, решение которого полностью подтверждает сказанное о переходе выморочного наследства ipso jure к публичному образованию. Ч.Г.В. обратилась с иском к администрации г. Томска о признании за ней права на долю (3/40) в праве общей собственности в двухэтажном жилом доме. В обоснование своих требований она указала, что эту долю приобрел ее бывший муж А.А.Ч. в 1989 г. по договору дарения, и они вселились в помещение N 3, которым владеет и пользуется как своим с 1989 г. по настоящее время. В 1993 г. ее бывший муж передал эту долю дочери Ч.Е.А., а сам выехал из спорного жилого помещения, а истица с дочерью остались проживать в доме. 20.10.2008 бывший муж умер. Впоследствии истице стало известно, что 3/40 в праве на дом принадлежат Г., который умер до ее вселения еще в 1981 г. Наследство никем не принято. Право на долю 3/40 не зарегистрировано ни за муниципальным образованием, ни за государством. Жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности нескольким сособственникам, которые не возражают против признания за истицей доли в праве общей собственности на дом. Решением мирового судьи от 19.10.2009, оставленным в силе апелляционной инстанцией, иск удовлетворен.
Администрация г. Томска подала надзорную жалобу на определение апелляционного суда, в которой просила отказать истице в ее исковых требованиях. В передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано. В обоснование отказа указано, что приобретение по давности владения (ст. 234 ГК РФ) права собственности возможно на имущество любой формы собственности. Учитывая, что давностное владение началось в условиях действия ГК 1964 г., применив ст. 552, а также последующие законы РФ, сделан вывод о том, что спорная доля в праве общей собственности на жилой дом перешла как выморочное имущество к муниципальному образованию (г. Томск), владение истицей жилым помещением отвечает всем установленным ст. 234 ГК требованиям. Таким образом, судебные инстанции исходили из верного положения о том, что открывшееся наследство на спорную долю в общей собственности на дом, никем из потенциальных наследников не принятое, перешло в собственность г. Томска.

В обоснование можно еще раз напомнить, что институт перехода выморочного наследства к публичным образованиям, помимо своей основной функции - преодоления бесхозяйности наследств, призван также препятствовать захвату выморочного наследства посторонними лицами, в т.ч. противодействовать активности злоумышленников и лженаследников, для которых оставшееся без присмотра имущество умершего - лакомый кусок, а в условиях бездействия и попустительства власти - еще и легкая добыча.
Трудно согласиться с Б.Б. Черепахиным, "когда он сводит весь смысл соответствующего института (перехода выморочного наследства к государству. - Б.Х., В.Р.) к одному только устранению неопределенности в правовой принадлежности имущества... - отмечал М.И. Брагинский. - Предусматривая возможность перехода имущества после смерти лица к государству на основе прямо выраженной воли наследодателя (в случае завещания) или презюмированной (во всех остальных случаях), законодатель, очевидно, расширяет возможности распоряжения имуществом для граждан, обеспечивая тем самым их личные интересы, и одновременно расширяет круг оснований для перехода имущества к государству. В последнем находят свое отражение и особые интересы самого государства (выделено нами. - Б.Х., В.Р.)" <29>.
--------------------------------
<29> Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях // Избранное. М., 2008. С. 378 - 379.

В отличие от правила абз. 2 п. 1 ст. 1152 ГК РФ, не препятствующего активным действиям публичного образования по приобретению выморочного наследства, правило абз. 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ исключает в принципе возможность отказа от выморочного наследства (ст. 1157 - 1159 ГК РФ), исключается бесхозяйность и оккупация наследственного имущества, одновременно это правило гармонично сочетается с общей нормой ст. 236 ГК РФ, согласно которой отказаться от права собственности на принадлежащее имущество может только гражданин или юридическое лицо, напротив, публичные образования не вправе отказываться от принадлежащего им имущества, т.к. публичная собственность должна использоваться в общественных интересах.
Между тем в судебной практике встречаются решения, основанные на неверном применении норм ГК РФ о переходе выморочного наследства в публичную собственность. Так, при рассмотрении дела по иску покупателя квартиры к администрации г. Томска как к правопреемнику по закону (продавец квартиры умер, договор купли-продажи не был зарегистрирован и права покупателя, естественно, не были оформлены, а у умершего продавца не осталось наследников) суд в иске отказал. В обоснование отказа суд указал, что, поскольку спорная квартира не перешла в собственность муниципального образования (аналогичное утверждал и представитель администрации муниципального образования), последнее не может быть ответчиком по делу, является ненадлежащим ответчиком. В кассационном порядке данное решение было отменено, дело передано на новое рассмотрение <30>.
--------------------------------
<30> Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16.01.2009. Дело N 33/41/2009.

3. Вывод об автоматическом переходе к публичному образованию права на выморочное наследство не предрешает вопроса о времени такого перехода. Между тем данный вопрос имеет большое практическое значение, в частности, для определения основания истребования выморочного имущества от незаконного владельца и сопутствующих при этом расчетах.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а в соответствующих случаях - так же независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество. Правило п. 4 ст. 1152 ГК РФ имеет универсальное значение и распространяется также на переход к публичным образованиям права собственности на вещи, входящие в состав выморочного наследства, для таких случаев закон не предусматривает ничего иного прямо, не следует иное и из немногочисленных правил о выморочном наследстве.
Итак, согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ выморочное наследство принадлежит публичному образованию со дня открытия наследства; введением правила п. 4 ст. 1152 ГК РФ законодатель имеет в виду не только и не столько сам акт принятия наследства (в смысле ст. 1153 ГК РФ), сколько любое его приобретение вообще, включая и то, которое возможно без акта принятия. Поскольку в п. 4 ст. 1152 ГК РФ говорится о "принятом наследстве", а в отношении выморочного наследства принятие не требуется, особенность реализации правила п. 4 ст. 1152 ГК РФ состоит в том, что у наследника (по завещанию или по закону) право на наследство возникает при условии его принятия, у публичного образования, напротив, право на выморочное наследство возникает безусловно на основании его выморочности со дня открытия наследства. Других различий нет: a) если право наследника (приобретателя выморочного наследства) на наследственное имущество подлежит государственной регистрации, последняя осуществляется вне рамок указанных правоустанавливающих оснований и выполняет правоподтверждающую функцию; b) и у наследника, и у публичного образования в отношении выморочного наследства право на имущество умершего возникает с момента открытия наследства (ex tunk - "с обратной силой"). Значение использования законодателем приема (конструкции) ex tunk состоит в том, что в каждом конкретном случае основаниями выморочности наследства могут быть различные юридические факты, предусмотренные в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, однако независимо от этого право публичного образования в отношении выморочного наследства всякий раз возникает в один и тот же момент - в день открытия наследства.
4. Обратимся, наконец, к п. 3 ст. 1175 ГК РФ (который, как пишет Ю.К. Толстой, "вызывает больше вопросов, нежели ответов на них" <31>). Как следует из его первого абзаца (см. предл. 3), суд приостанавливает рассмотрение дела по требованиям кредиторов наследодателя, предъявленным к исполнителю завещания или к самому наследственному имуществу, до принятия наследства наследниками или до перехода наследства как выморочного в собственность публичного образования. Различие в формулировках, определяющих продолжительность приостановления рассмотрения дела ("до принятия" - "до перехода"), объясняется тем, что наследники по завещанию или по закону по своему желанию могут принять или не принять наследство (в т.ч. отказаться от него), тогда как переход выморочного наследства к публичному образованию обязателен и не зависит от воли и желания публичного образования. Однако из использованного законодателем в предл. 3 абз. 1 п. 3 ст. 1175 ГК РФ разделительного союза "или" ("до принятия... или перехода...") не следует, что выморочное наследство переходит к публичному образованию лишь спустя некоторое время после того, как наследники в установленный законом срок не примут наследство или что публичное образование должно каким-то образом обеспечить переход к нему выморочного наследства. Смысл предл. 3 абз. 1 п. 3 ст. 1175 ГК РФ состоит в том, что требования кредиторов наследодателя подлежат рассмотрению судом и удовлетворению только после того, как наследство будет принято наследниками, в противном случае (как непринятое, а значит, выморочное) переходит к публичному образованию.
--------------------------------
<31> Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Ч. 3. М., 2002. С. 164 (автор - Ю.К. Толстой).

Непринятие наследниками наследства - одно из оснований его выморочности, которое автоматически с обратной силой переходит к публичному образованию, оставаясь таковым до тех пор, пока не отпало основание его выморочности (в частности, пока суд не восстановит наследнику пропущенный для принятия наследства срок и не признает его принявшим наследство - п. 1 ст. 1155 ГК РФ). Напротив, принятое наследство не может быть выморочным, и только при совокупности двух условий - с отпадением основания его принятия (конкретным наследником) и невозможности его перераспределения (между другими наследниками) - наследство становится выморочным и автоматически с обратной силой переходит к публичному образованию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий