среда, 10 декабря 2014 г.

ПЕРЕХОД ВЫМОРОЧНОГО НАСЛЕДСТВА К ПУБЛИЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕРЕХОД ВЫМОРОЧНОГО НАСЛЕДСТВА К ПУБЛИЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ



В настоящей части статьи рассматриваются общие положения о переходе выморочного наследства и приобретении выморочного наследства, в т.ч. на основе исторического сравнительно-правового анализа. В контексте анализа норм о приобретении наследства авторы определяют особенности перехода выморочного наследства.

This part of the article considers common provisions about transition of the escheat and it's acquisition, including based on the historical comparative legal analysis. Authors determine features of the transition of the escheat in the context of the analysis of the rules.


§ 1. Общие положения

Переход выморочного наследства и приобретение выморочного наследства - понятия не равнозначные: приобретение наследства предполагает проявление воли приобретателя (по общему правилу), напротив, переход выморочного наследства не требует проявления воли по прямому указанию закона.
Согласно ст. 1167 СЗГ выморочное имущество обращалось в государственную казну, а согласно ст. 1374 - 1376 проекта ГУ - переходило, поступало в собственность (указанных в проекте ГУ субъектов) <1>. О переходе наследства к государству говорилось и в ч. 3 ст. 527, ст. 552 ГК 1964 г. В п. 2 ст. 1151 ГК РФ речь идет о переходе выморочного имущества в порядке наследования по закону, о переходе выморочного наследства сказано и в п. 3 ст. 1175 ГК РФ. Отсюда возникает ряд вопросов, имеющих важное научное и практическое значение, а именно: a) к какому именно публичному образованию переходит выморочное наследство; b) что означает переход выморочного наследства к публичному образованию и каковы его особенности; c) какова роль свидетельства о праве на выморочное наследство; d) как переход наследства по основанию его выморочности соотносится с двумя общими основаниями наследования (наследованием по завещанию и наследованием по закону); e) как соотносятся между собой выморочность наследства и бесхозяйность вещей; f) какова правовая природа перехода выморочного наследства к публичному образованию; g) обратим ли переход выморочного наследства; h) наконец, всякое ли имущество может быть выморочным? Последовательно обо всем этом - далее.
--------------------------------
<1> Используемые далее сокращения: СЗГ - Свод законов гражданских (том X, часть 1 Свода законов Российской империи); проект ГУ - проект Гражданского уложения; ГК 1964 г. - Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации; МГК СНГ - Модельный Гражданский кодекс Содружества Независимых Государств; ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации.

"Выморочное наследство, - читаем в части третьей МГК СНГ, - переходит в собственность административно-территориального образования по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства". Данный документ носил рекомендательный характер и преследовал цель обеспечить унификацию и гармонизацию гражданского законодательства государств - участников СНГ. Аналогичное положение содержалось и в проекте третьей части ГК РФ (разд. V): выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования по месту открытия наследства. Такое определение судьбы выморочного наследства представляется оптимальным, а в его обоснование можно сослаться на достаточно широкий спектр функций, возложенных на органы местного самоуправления и требующих финансового обеспечения. Однако данное правило проекта не стало нормой ГК РФ: первоначальная редакция п. 2 ст. 1116 и п. 2 ст. 1151 ГК РФ предусматривала, что все выморочное имущество независимо от его состава переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Сторонники такого подхода законодателя утверждали, что "избирательность наследования выморочного имущества нарушит принцип универсальности наследственного правопреемства, согласно которому наследственная масса должна переходить к наследникам как единое целое", что "выбор единственного наследника в лице Российской Федерации при наследовании выморочного имущества обусловлен конституционным принципом государственной целостности Российской Федерации и принципом гражданства Российской Федерации, устанавливающего государственно-правовую связь каждого гражданина России с Российской Федерацией как единым государством" <2>.
--------------------------------
<2> Котухова М.В. Гражданско-правовое регулирование отношений с выморочным имуществом в наследственном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4, 20 - 21.

Противники такого подхода законодателя предлагали разработать вопрос "о возможности предоставления муниципальным органам (правильно - муниципальным образованиям. - Б.Х., В.Р.) права непосредственно наследовать некоторые виды выморочного имущества, в частности жилые дома и квартиры" <3>, указывая при этом, что "контроль за распределением "выморочных" квартир... должен осуществляться на региональном уровне. Нужно, чтобы Федерация занималась государственными делами. Государству заниматься "выморочными" квартирами не пристало" <4>.
--------------------------------
<3> Щербина Н.В. Субъекты наследственного правопреемства по российскому законодательству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 31.
<4> Квадриум. 04.04.07. Цит. по: Блинков О.Е. Новый правовой режим выморочных жилых помещений в российском наследственном праве // Юрист. 2008. N 2. С. 23; Воронова О.Н. Субъекты наследования жилых помещений // Юрист. 2006. N 6. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс"; Она же. Некоторые аспекты определения правового режима выморочных жилых помещений // Наследственное право. 2007. N 1. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

В принятом 29 ноября 2007 г. Законе о внесении изменений в часть третью ГК законодатель, частично восприняв рекомендацию МГК СНГ и правило проекта ГК РФ, расширил круг публичных образований, к которым переходит выморочное наследство, включив в него города федерального значения (Москву и Санкт-Петербург) и муниципальные образования. Эти субъекты теперь являются единственно возможными субъектами, к которым переходят выморочные жилые помещения <5>. Таким образом, все выморочное наследство, исключая жилые помещения, поступает в казну Российской Федерации (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ).
--------------------------------
<5> Трудно переоценить социальную значимость частичного возврата законодателя к сложившейся многолетней практике до принятия третьей части ГК о субъекте права на выморочное наследство, принимая во внимание функции органов местного самоуправления в сфере обеспечения определенных категорий граждан жилыми помещениями за счет фонда социального использования.

Функции по осуществлению работы с выморочным наследством, утверждается в письме ФНС от 04.12.2008 "О выморочном имуществе", возложены на ФНС России и Росимущество: налоговые органы осуществляют работу по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству (п. 18 "к" Положения о ГНС), Росимущество принимает выморочное наследство (п. 5.35 Положения о Росимуществе). В письме особо подчеркивается, что налоговые органы: a) не осуществляют полномочия по работе с выморочными жилыми помещениями, поскольку последние более не переходят в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации; b) в остальной части выморочного наследства осуществляют полномочия после призвания Российской Федерации к наследованию и вплоть до получения свидетельства о праве государства на наследство, после чего передают имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу; c) не обязаны выявлять выморочное наследство (в т.ч. проводить какие-либо проверки) <6>. Выморочные жилые помещения в зависимости от места их расположения поступают в казну городов федерального значения (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ) или в муниципальную казну (абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). Функции по их первичному учету и оценке осуществляют финансовые, а по последующему принятию и распределению - жилищные органы исполнительной власти городов федерального значения или аналогичные органы местного самоуправления <7>.
--------------------------------
<6> Письмо ФНС России - ведомственный акт, принятый в отсутствие закона, о котором говорится в п. 3 ст. 1151 ГК РФ, по-видимому, должен заполнить вакуум, существующий до тех пор, пока не принят этот закон. Однако предусматриваемый им порядок работы с выморочным наследством, согласно которому свидетельство о праве государства на наследство в установленном порядке получают налоговые органы, передают выморочное имущество и правоустановительные документы Росимуществу, едва ли можно признать оптимальным.
Более того, ФНП в письме, адресованном ФНС, считает, что финансовые и налоговые органы не имеют полномочий на получение свидетельства о праве на наследство выморочного имущества и не могут рассматриваться как субъекты, имеющие право на участие в правоотношениях, связанных с выморочным имуществом. Росимущество, осуществляя полномочия собственника, ведет учет, реестр федерального имущества, принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество, переходящее в порядке наследования в собственность РФ (письмо зам. руководителя ФНС России. Информация размещена на сайте ФНС). В другом письме ФНП "О выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество" в ответе на запрос указывается, что согласно Положению о Федеральной налоговой службе (п. 7), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (в ред. от 27.01.2009), ФНС не вправе осуществлять управление государственным имуществом. Положением о Росимуществе (п. 1, 5.2, 5.3) (в ред. от 30.04.2009) установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества в сфере управления имуществом РФ, является Росимущество. На Росимущество возложена обязанность принимать выморочное имущество, переходящее в порядке наследования по закону в собственность РФ (п. 5.35 Положения о Росимуществе). Аналогичные указания (в несколько иной редакции) содержались в Положении о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691.
Отказав в удовлетворении исковых требований Инспекции ФНС об обязании нотариуса выдать свидетельство, суд, ссылаясь на п. 5.30 этого Положения, указал, что принятие выморочного имущества входит в полномочия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. "Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Московской области не представила полномочий на право принятия имущества умершего С." (см.: упомянутое выше решение Серпуховского федерального городского суда Московской области от 26.10.2006). ФНП считает, что надлежащим федеральным органом исполнительной власти, представителю которого может выдаваться свидетельство на наследство на выморочное имущество, переходящее в порядке наследования по закону в собственность РФ, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (информация размещена на сайте ФНП). Разногласия между ФНС и ФНП по вопросу о субъекте, уполномоченном на получение свидетельства о праве на выморочное наследство, переходящее в собственность РФ, лишний раз подтверждают необходимость скорейшего принятия закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151 ГК.
<7> Система органов государственной власти городов федерального значения устанавливается данными субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (п. 1 ст. 77 Конституции). Структура исполнительных органов государственной власти города федерального значения определяется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) данного субъекта Российской Федерации в соответствии с его (субъекта) конституцией (уставом) (п. 4 ст. 17 Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131 Конституции, см. также ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Согласно п. 23 Рекомендаций по оформлению наследственных прав (гл. 2 "Выдача свидетельства о праве на наследство выморочного имущества") "свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается только представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования. Выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, уполномочено принимать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом... Согласно ст. 80 (подп. 2 п. 2) Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся выморочным имуществом, поступают в фонд перераспределения земель".
Как уже отмечалось, в соответствии с п. 2 ст. 1151 и абз. 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ выморочное наследство переходит к публичным образованиям двух уровней в обязательном порядке, и они не вправе отказываться от него. Несколько иначе эти вопросы решаются в иных правопорядках. Так, согласно ст. 1224 ГК Республики Армения все выморочное имущество переходит в муниципальную собственность по месту открытия наследства (аналогично по ГК Украины - все выморочное имущество переходит в собственность территориальной громады по месту открытия наследства, т.е. в коммунальную собственность - см. ст. 327, п. 3 ст. 1277). По ГК Республики Узбекистан все выморочное наследство переходит в собственность органа самоуправления граждан по месту нахождения соответствующего имущества, который, однако, вправе отказаться от выморочного наследства: в этом случае последнее переходит в собственность государства (ч. 3 ст. 1157). Таким образом, в ГК РФ реализована модель императивного "одноступенчатого", но при этом "двухуровневого" перехода выморочного наследства в зависимости от вида входящего в его состав имущества, напротив, ГК Республики Армения и ГК Украины предусматривают императивный "одноступенчатый" и "одноуровневый" переход всего выморочного наследства независимо от состава имущества, а в ГК Республики Узбекистан принят "двухступенчатый" переход всего выморочного наследства к органу самоуправления граждан, а в случае его отказа - к государству без права отказаться от него.
От перехода выморочного наследства в порядке наследования по закону следует отличать случаи последующей передачи имущества из состава выморочного наследства, перешедшего к Российской Федерации, другим публичным образованиям. Подобная передача прямо предусмотрена в п. 3 ст. 1151 ГК РФ. В связи с этим надлежит сделать следующие замечания.
1. В литературе правильно отмечают, что только после того, как выморочное наследство перейдет к Российской Федерации, возможна последующая его передача субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям <8>. Правило п. 3 ст. 1151 ГК РФ предусматривает принятие специального закона, который должен особо регулировать: a) порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации; b) порядок последующей его передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, предполагается установление механизма, предусматривающего переход выморочного наследства в порядке наследования по закону сначала в собственность Российской Федерации и последующей его передачи другим публичным образованиям. Так как принятие такого специального закона предусмотрено п. 3 ст. 1151 ГК РФ, он станет составной частью гражданского законодательства (абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК РФ), находящегося в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции, п. 1 ст. 3 ГК РФ). Речь, следовательно, идет о федеральном законе. А поскольку такого закона до сих пор нет, согласно письму "О выморочном имуществе" продолжает действовать Положение N 683 ("О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов"), а вместе с ним и некоторые ведомственные акты, в частности Инструкция N 185 ("О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов").
--------------------------------
<8> Котухова М.В. Указ. соч. С. 10 - 11, 18.

Передача поступившего в собственность Российской Федерации выморочного имущества ее субъектам или муниципальным образованиям зависит от двух взаимосвязанных обстоятельств: a) вида имущества и b) возможности конкретного публичного образования обладать правом собственности на соответствующий объект. Ориентиром в решении данного вопроса на сегодня являются положения Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти (см. ст. 26.11 "Собственность субъекта Российской Федерации") и Закона об общих принципах организации местного самоуправления (см. ст. 50 "Муниципальное имущество").
2. Правило п. 3 ст. 1151 ГК РФ и предусматриваемый им специальный закон касаются всякого имущества, входящего в состав выморочного наследства и переходящего в собственность Российской Федерации, и не касаются жилых помещений, которые изначально переходят в муниципальную собственность или в собственность городов федерального значения. Все прочее выморочное имущество сначала поступает в собственность Российской Федерации, однако затем может и (или) должно передаваться в собственность ее субъектов или муниципальных образований.
Перешедшие в муниципальную собственность (в собственность городов федерального значения) выморочные жилые помещения изначально включаются в жилищный фонд социального использования (см. предл. 2 п. 2 ст. 1151 ГК РФ) и используются по целевому назначению, т.е. в соответствии с жилищным законодательством предоставляются гражданам по договорам социального найма (см. подп. 1 п. 3 ст. 19, подробнее - разд. III ЖК РФ). Прямой и непосредственный переход жилых помещений в собственность муниципальных образований (городов федерального значения) способствует ускорению их предоставления лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решение данной задачи возложено именно на те субъекты, которые по своему функциональному назначению обязаны заботиться об обеспечении жильем определенных категорий граждан.
3. Российская Федерация приобретает все выморочное наследство (кроме выморочных жилых помещений) в порядке наследования по закону (п. 2, 3 ст. 1151 ГК РФ). Поэтому последующая передача такого имущества субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям не освобождает Российскую Федерацию от обязанности удовлетворения требований кредиторов наследодателя (п. 3 ст. 1175 ГК РФ). Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям имущество передается без каких-либо юридических обременений (юридически "чистым").
В отсутствие нормативно установленного порядка оформления передачи можно рекомендовать осуществлять ее по передаточному акту, подписываемому уполномоченными лицами передающей и принимающей стороны.
И последнее. De lege ferenda известны предложения по расширению круга приобретателей выморочного наследства, в частности, за счет юридических лиц, участником (учредителем) которых на момент смерти был наследодатель <9> или которые были связаны с наследодателем отношениями по воспитанию и (или) уходу за ними, их обслуживанию (специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, иные стационарные учреждения социального обслуживания, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока) <10>. Так, в одном из подобных предложений указывается следующее: "Если наследодатель находился на содержании учреждений для престарелых инвалидов, лечебных, воспитательных учреждений и учреждений социального обеспечения, то выморочное имущество переходит в собственность указанных учреждений" <11>. Данное предложение, на первый взгляд, может показаться обоснованным и даже привлекательным, однако непонятно ограничение круга наследодателей лишь инвалидами и исключение из этого списка престарелых лиц, обычно являющихся пенсионерами. По всей видимости, следовало бы установить некое минимальное время (период) нахождения гражданина на содержании указанного учреждения для приобретения последним наследства данного гражданина в случае его выморочности. Кроме того, нельзя забывать, что в составе выморочного наследства могут быть жилые помещения, которые в соответствии с внесенными в п. 2 ст. 1151 ГК РФ поправками переходят в собственность муниципальных образований (городов федерального значения), что именно эти публичные образования обязаны решать проблемы обеспечения жильем малоимущих и нуждающихся граждан, используя в т.ч. и выморочные жилые помещения. Поэтому реализация указанного предложения вступит в противоречие с обновленным правилом п. 2 ст. 1151 ГК РФ в новой редакции.
--------------------------------
<9> Кожевина Е.В. Наследственное правопреемство: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 10, 19.
<10> Щербина Н.В. Указ. соч. С. 7, 34.
<11> Воронова О.Н. Некоторые аспекты определения правового режима выморочных жилых помещений.





Б.Л. ХАСКЕЛЬБЕРГ, В.В. РОВНЫЙ

┌───────────────────────────┐
│Хаскельберг Борис Лазаревич│, профессор кафедры гражданского права
└───────────────────────────┘
Томского государственного университета, доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист России.

Ровный Валерий Владимирович, профессор кафедры гражданского права Иркутского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий